Методическое объединение учителей русского языка и литературы

МОАУ г.Бузулука "Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Басманова Владимира Ивановича"

Меню сайта
Перейти к сайту школы

Словари
Толковый словарь Ожегова
 
 
 
 
 
 
Фразеологический словарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
Грамматические ошибки - нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые ошибки -  нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.


ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК


Вид ошибки
Примеры
1
Повторы
Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.
2
Неудачный порядок словЕсть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
3
Нарушение лексической сочетаемости
В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.
4
Употребление слова в несвойственном ему значении
Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.
5
Употребление лишнего слова (плеоназм)
 Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.


Проверьте себя 

 
Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Автор увеличивает впечатление.

4. Молодой юноша очень прекрасный.

5. Мысль развивается на продолжении всего текста.

6. Автор использует художественные особенности.

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК


Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Утопничество; взятничество; скучание.
2
Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом
Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
3Смешение прямой и косвенной речиБазаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.
4Неверное построение предложений с деепричастным оборотомЧитая статью, всегда делаются пометки.
5Неправильный выбор падежного окончанияНет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.
  

Проверьте себя 

 
Определите характер речевой ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

4. Я очень сожалею за случившееся.

5. Наша группа была сплоченная, дружна.

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

2.Он понимает о необходимости помочь народу.

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

20. В заключение слово для доклада представили директору завода.





ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. (нарушение лексич. сочетаем.)  

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойств. значении)

3. Автор увеличивает впечатление. (нарушение лексической сочетаемости)

4. Молодой юноша очень прекрасный. (употребление лишнего слова)

5. Мысль развивается на продолжении всего текста. (употребление слова в несвойств. значении)

6. Автор использует художественные особенности. (нарушение лексической сочетаемости)

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. (употребл. лишнего слова)

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. (употребление слова в несвойств. значении)

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности. (повтор)

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (плеоназм)



1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены. (ошибочное словообразование)

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

Исправьте ошибки: пример успехов ученых; описывать детство; возглавить движение; верность мужу; озабочен здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)

2. Он понимает о необходимости помочь народу. (грамматическая)

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас. (грамматическая)

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (речевая)

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. (грамматическая)

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. (грамматическая)

10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр. (речевая)

11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. (грамматическая)

13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно. (речевая)

14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.(грамматическая)

15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен. (речевая)

16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. (речевая)

17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (речевая)

18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может. (грамматическая)

19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. (грамматическая)

20. В заключение слово для доклада представили директору завода. (речевая)
Поиск
Календарь
Наши победы
Праздники России
Праздники России
Полезные ссылки
 
 
 

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz